2011  0651.jpg
2005_0828image0007.jpg
2011  0261.jpg
Перепечатка, тиражирование и распространение материалов без официального согласия редакции запрещены.

За достоверность и правдивость опубликованной информации ответственность несут авторы и рекламодатели.
Материалы, присланные на электронные адреса редакции, не рецензируются и не возвращаются.




 

Баннер
Электронное издание о рыбной ловле

Поппер - это не просто пустой звук...

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

...но и три...четыре… килограмма… диетических, легкоусвояемых окуней… Если повезет… Хоть окуней, в отличие от другой рыбы, в последнее время меньше не становится, тем не менее рыболовы постоянно пытаются наловить его побольше, забывая при этом об элементарных моральных нормах, а также нормах вылова. Для этой цели они осваивают все новые и новые приманки, и бестолковые организмы, закованные в полосатую броню, более или менее благосклонно на них реагируют. Отчаявшись изобрести что-то новое в разряде вертушек или других стандартных окуневых приманок, взгляд наших любителей в который раз обратился за океан, чтобы вместе с принципами нездоровой демократии слямзить из Америки еще и что-то окуневое. Наш окунь в Северной Америке тоже есть, но находится в опале из-за соседства с более вкусными, более крупными и даже еще более бестолковыми американскими собратьями из семейства окуневых… ну, практически окуневых – разнообразными бассами. Что, впрочем, и не удивительно – наши американские собратья тоже более крупные (в ширину, благодаря чему шибко процветают разные диетологические извращения), явно более бестолковые и, вполне возможно, более вкусные, но об этом судить уже поздно, так как в те времена, когда аборигены могли бы оценить первых белых американцев на вкус, те были, как один, жилистыми и невкусными. Впрочем, сейчас не об этом. Так вот, полосатого окуня в Америке считают сорной рыбой и не ловят, поэтому все разработки направлены на басса, а басс жрет много чего такого, от чего наш окунь с его относительно утонченным вкусом брезгливо воротит рыло и надменно топорщит свои колючки. Базз-бейты, или длинных силиконовых червяков, например. Опять же популярные оснастки типа Техаса или Каролины не снискали у нас особого уважения. Есть любители спиннербейтов, но их, во-первых, мало, а во-вторых, в основном среди рыбаков, а не среди окуней.
Зато на поппер и басс, и окунь кидаются одинаково охотно. Рискуя показаться дедушкой, с умным видом объясняющим своему внуку-подростку, в последний момент успевшему закрыть порносайт, где находится клавиша «Вводъ», я тем не менее расскажу читателям, что из себя представляет поппер.
По внешнему виду он больше всего напоминает воблер, даже, я бы сказал, воблер из секс-шопа, поскольку вместо традиционной носовой лопасти у поппера расположена выемка, благодаря которой он и работает. Поппер может быть каким угодно - деревянным или пластиковым, маленьким и большим, китайским и якобы не китайским, но принцип работы у всех один и тот же – судорожно дергаться на поверхности воды, гнать волну и чавкать. Единственное, чего до сих пор почему-то не делают – тонущий поппер, но при современных темпах прогресса и он не за горами. Отличие поппера от воблера и прочих спиннинговых приманок в том, что он имитирует отнюдь не потенциальную жертву хищника, а его младшего брата – маленького дерзкого окушка, который по неопытности вылез ничтоже сумняшеся охотиться в неположенное время, желательно в присутствии окуневых иерархов. Иерархи и даже их шестерки (окуньки граммов по 50-100) этого вынести не могут и устремляются кусать обнаглевшую малявку за все части тела. Звук, издаваемый поппером при правильной проводке, привлекает их внимание, а вид бесцельно барахтающегося по поверхности поппера вызывает справедливый гнев и провоцирует на атаку.
Если вы выехали на попперную ловлю не на утлой надувнухе, где и чихнуть-то страшновато, а на корыте повышенной остойчивости типа «Прогресса», оденьте поляризационные очки и встаньте на носу. Процесс ловли будет весь как на ладони. Вы увидите, что самые маленькие окуньки, сравнимые по размеру с приманкой, просто сопровождают поппер, изредка предпринимая возмущенные ускоренные демарши с целью изгнать конкурента (превентивные меры административного характера), окуньки побольше остервенело нападают на него, стараясь укусить за хвост (меры пресечения нелегитимных чавкателей), а горбачи явно и откровенно пытаются проглотить (высшая мера борьбы с пищевым конкурентом). Если бы окунь был порасчетливее и попроворнее, то каждый выпад бы сопровождался ударом и хваткой, а вообще крайне удачливым можно считать окуня, хотя бы четвертая атака которого передается на удилище. Короче говоря, промахивается он в 80% случаев, но это и хорошо – во-первых, ловля становится более азартной, а во-вторых, если бы окунь не промахивался, он давно пережрал бы всю остальную днепровскую рыбу еще в ювенильном возрасте. Дополнительный адреналин вносится щуками, которые тоже имеют обыкновение атаковать поппер, причем делают это очень красиво и показательно, в тройном тулупе с брызгами и свечкой. Щуки промахиваются реже, и это досадно, потому что поппер они обычно откусывают, а поводок нежелателен (но возможен) из-за постоянных захлестов при забросе и сбоях в игре. При особенно активном состоянии окуня возможны и дуплеты – даже при том, что на поппере уже висит один окунь, остальные не оставляют надежд, кусают в азарте и своего товарища, и поппер, и временами вешаются на второй тройник…
Теперь пару слов о проводке. Оставим в покое жуткие заморские термины „твитчинг” и “walk-the-dog”, обойдемся родными. В общем, поппер надо дергать. От того, как вы будете дергать, зависит, насколько привлекательным для окуней получится звук, а также поведение самого поппера. При коротком и резком кистевом рывке поппер кивает головой вниз, издавая при этом требуемый от него «бульк» и возвращается практически на то же место. Поэтому при небольшом отпуске в одном окошке среди кувшинок размером метр на метр можно щелкнуть раз 20, а то и больше (без ветра!). При более размашистой, но все равно резкой потяжке, поппер чуток нырнет и рыскнет под водой на некоторое расстояние. Такая проводка характерна для дальних забросов и открытых пространств. Звук, издаваемый поппером, должен быть чем-то промежуточным между всплеском и бульком, постоянство звука неважно – мелкий окунь, которого имитирует поппер, тоже не особо заботится об аранжировке и чавкает как Бог на душу положит. Некоторые попперы издают столь могучие и столь утробные звуки, что на них поднимается сам усатый! Паузу между дерганьями выбирайте по своему вкусу, т.е. по вкусу окуня, которого вы в данный момент ловите. Обычно это секунда-две, но иногда даже и десять. Сам неоднократно наблюдал, как окунь, кинувшийся за поппером в момент рывка, останавливается возле него на паузе, пару секунд соображает, шевеля плавниками и челюстями, потом решительно открывает пасть (поппер все еще неподвижен) и с криком «Амммматьооо… Была не была!!!» глотает поппер целиком. Если вы заглядывали в лунку, то так же он иногда ведет себя и зимой, хватая голую мормышку на паузе после тяжелых и продолжительных раздумий. Все без исключения попперы (намеренно и принципиально не упоминаю никаких названий фирм) отлично работают в штиль; при ряби и небольшой волне поппер работает тем лучше, чем большая его часть находится над водой в спокойном состоянии, а при большой волне все работают через раз из-за неравномерного натяжения шнура. Из собственного опыта могу сказать, что самым оптимальным является заброс по ветру под 45 градусов при ряби. При штиле одиночный окунь все же остерегается поппера, активно атакуя его, как правило, лишь в условиях недостаточной видимости – в сумерках. Если окунь стайный, оголтелый, мелкий и вошедший в раж, то он атакует в любых условиях, но такого можно найти далеко не всегда и к тому же неинтересно ловить. Проводка строго против волны тоже не лучший вариант – сбивается игра и чавканье получается неоднородным. При забросе поперек ветра у вас выдует изрядный пузырь шнура и начнутся проблемы с подсечкой, а заброс прямо против ветра… ну что ж… если есть желание – попробуйте… Во-первых, поппер плохо режет волну и не булькает, во-вторых, он упадет вам едва ли не под ноги, а в-третьих, слабина на катушке приведет к последующей бороде и выброшенному куску плетенки…



Форма и размеры попперов сильно различаются от фирмы к фирме, но необходимо заметить, что крупный поппер вовсе не отсекает мелкого окуня. Для того, чтобы окунишка напал, поппер должен быть ну разве что не намного крупнее его самого… Замечено, что оптимальную форму поппера нужно определять экспериментальным методом научного тыка непосредственно на рыбалке, так как сегодня окунь может особенно интересоваться совсем не тем поппером, на который он брал вчера.
Сезон и время дня гораздо важнее формы и размера. Поппер принято считать исключительно летней приманкой, но я наберусь наглости заявить, что летом-то как раз клюет на него плохо. Дело в том, что летом возле травы ошивается такое количество разношерстного малька, что хватает всем без исключения окуням, и на проделки наглого конкурента смотрят сквозь пальцы, то есть ни как жертва, ни как конкурент поппер не представляет для окуней особого интереса. Картина резко меняется, если перед поппером добавить одну-две «догонялки». Это может быть махонький вабик, бородка, бородка с пропеллером и просто кусок белой изоляции на тройнике aka кембрик, хоть с люрексом, хоть без него. Тут уже процесс охоты имитируется в полном объеме: пару неуклюжих рыбешек-дизэйблов, вяло удирающих от не менее бестолкового лоботомика, яро чавкающего в полуметре позади них… Этого даже сытая окунячья душа вынести не может, и вот уже снова мелко трясется вершинка вашего прута… Весной же, когда на меляки выходит перезимовавшая, но слегка охреневшая от этой зимовки уклейка и плотвичка прошлогоднего урожая, не менее охреневший окунь воспринимает поппер в том числе как жертву, и грызет его даже без массового боя. В сентябре-октябре окуню уже тоже нет расчета лакомиться мелкой хамсой, ему надо перед зимой сожрать максимум при минимуме энергозатрат, поэтому поппер опять пользуется заслуженной популярностью.
Время дня не блещет особой экстравагантностью – это утро и вечер, особенно восход и закат, время обычного окуневого жора. Днем на поппер тоже клюет, но без особого энтузиазма.
Снасть выбирайте на свое усмотрение. Желательно, чтобы вес поппера находился внутри теста удилища, а строй не был уж очень сосисочным, иначе при всей дальности заброса и удобстве вываживания медленными палками как следует чавкнуть поппером вам не удастся, а, следовательно, вероятность вываживания как такового сводится к минимуму… Единственное, с моей точки зрения, абсолютно необходимое условие – плетенка. Леска за счет растяжимости будет работать еще хуже медленного удилища.
Места ловли – это обычные места окунячьего сходняка, т.е. обширные мелководные пространства – заливы, старицы и водохранилища. Наличие на этих пространствах течения особого значения не имеет – в одном из самых интересных из известных мне попперных мест трудновато даже заякориться. Найти окуня помогут вам во-первых, чайки (но не перепутайте с жерехом, который поппер не слишком жалует), во-вторых, рыбацкие лодки (но не уподобляйтесь окуням и не кусайте своих конкурентов) и, наконец, хорошее зрение – следите за поверхностью воды вокруг травяных островков и, если увидите, что наверх вылезло несколько окуней, смело бросайте туда, даже после окончания боя. Во-первых, они рано или поздно выйдут наверх опять, а во-вторых, чавканье поппера может ускорить этот выход. Справедливости ради надо заметить, что существуют водоемы и даже целые речные системы, где окунь почему-то отказывается клевать на поппер. Яркий пример – Десна, где даже в стариках и даже в хороший клев вы, не имея с собой ничего, кроме поппера, можете остаться, в отличие от сифилитичного поппера, с носом…
И, в заключение, еще одно неоспоримое преимущество поппера перед другими приманками – его не так просто лишиться. Вы никогда не потеряете его, случайно уронив в воду, ведь тонущих попперов пока не выпускают. Да и риск потерять на зацепе крайне мал – не будете же вы зряче бросать его в корчи, тем более к ним можно подойти и отцепиться. Остаётся только вражеское хайло и прочий форс-мажор вроде упавших за борт ящиков со всем барахлом или автомобильных краж…
ЗЫ. При написании этого пасквиля было замечено явное неуважение Мелкософта, в частности, составителей Wordовского словаря, к рыбацкой братии. Создалось впечатление, что текстовые документы должны писать лишь музыканты, но ни в коем случае не рыбаки, потому что нарицательное слово «поппер» программа с завидным постоянством превращала в собственное, помня о знаменитом виолончелисте Давиде Поппере, а также упорно убирала одну «с» в слове «басс»… Непорядок…

 

Андрей Аникин